Наш опыт вождения в Греции и на Крите можно измерять десятками тысяч километров. На самых разных автомобилях. В разное время года и суток, в разные погодные условия и в разных районах. Не дальнобойщики и не хвастаемся, но со всей ответственностью можем говорить «ездили — знаем». И что же мы знаем? Мы уже рассказали, как арендовать машину на Крите, здесь же — неформальный взгляд на реальную обстановку на дорогах.
Здесь красиво
Первое и самое важное. Здесь очень красиво и мы получаем громадное удовольствие уже от самого процесса вождения. Конечно, речь не о толкании в «пробках» Ираклиона (Heraklio), но как только машина выбирается из крупных городов на трассу или в горы — всё начинается. Наш совет: арендуете машину — используйте её по полной.
Правила дорожного движения на Крите
Правила дорожного движения соблюдаются здесь… частично. Но сравнивая со стилем крупных городов (Москва, привет!) всё как-то… по-доброму. Нет хамства и наглости, но есть безалаберность и лень, нет явно рисковых и опасных умалишённых на ржавых «старушках», несущихся при этом со скоростью умалишённых уже другой категории — тех, что гоняют по встречке на заоблачно дорогих спорткарах с пятилитровыми двигателями, но превышения скорости есть и немаленькие. Да, при знаке в 60 или 70 км/ч поток может ехать 110 км/ч, особенно если речь идёт об участках между городами, кто-то внутри этого потока будет ещё и обгонять на 130-140 км/ч, но всё это происходит вполне безопасно — без подрезаний и внезапных перестроений. Т.е. специально лихачить никто не будет и вам этим заниматься тоже не нужно, а если с потоком трафика гонять не хочется — добро пожаловать в крайний правый ряд или на обочину. На Крите весьма неплохие дороги, особенно Федеральная трасса, и обочин это тоже касается.
Большинство знаков часто игнорируются чуть больше, чем полностью, особенно знаки вроде «парковка запрещена». В городах и деревнях грек с большой вероятностью остановится, запаркуется или поедет именно так, как ему удобно, а не как диктуют дорожные правила в данном конкретном случае. Впрочем, о правилах в деревнях вообще говорить не стоит. Это не означает, что на острове полный хаос, бардак и «битва грузовиков» — скорее действуют «понятия», но в хорошем смысле этого слова и термин из России 90-ых вспоминать не надо.
Как «разрулиться» на горной дороге, где на узком участке вы лоб в лоб встретили грека на джипе, а последний знак или разметку вы видели десять километров назад? Распознав в вас туриста, местный всегда уступит, сдаст назад, сам отъедет к опасному краю — сделает всё, чтобы вы не испортили друг другу день. Просто больше внимания на дорогу и по сторонам, особенно если едете в первый раз и обстановка совсем не знакома.
Что до самих знаков — в основном всё в порядке, и если вы будете ездить внутри какого-либо крупного города, то ничего странного не заметите. Однако, на остальной части Крита знаки используются очень интересно. «Опасный поворот» может всего лишь означать долгий и совсем не крутой поворот, эдакий минутный уход направо, тогда как по-настоящему короткий, резкий, опасный и потенциально аварийный слепой левый поворот в горах может обойтись и вовсе без отбойников и уж тем более знаков: просто дорога-то не федеральная, на все повороты знаков не хватает, так что где-то есть, где-то нет. Сначала пугаешься, со временем привыкаешь. Проскочили поворот? Не забывайте следить за указателями! Знак мог стоять в тех красивых зарослях олеандров справа…
Не сводите глаз с зеркала заднего вида? Полицейский джип, пристроившийся за вами три километра назад на чуть больше разрешённой на этом участке дороги скорости, может не только не включить мигалки по этому поводу, но не включив и левого поворотника… обогнать вас по встречной. Сплошные — не помеха. Тем не менее, этот же полицейский джип может завтра стоять в тени деревьев (греческие полицейские всё-таки переняли эту тему несколько лет назад) или под эстакадой с радаром — ловить вас, таких красивых и нарядных, и «договориться» с ним не получится. Полиция хоть и греческая, ленивая и неторопливая, но всё-таки — европейская полиция. Никуда не денешься.
Заправки
Мы много раз спрашивали греков на предмет «на какой заправке лучше покупать бензин?», но общие слова всё равно приводят к ответу в духе «где дешевле и удобнее». То ли наше разнообразие «качества» продукции до них не дошло, то ли ещё что… В итоге, ради интереса заправлялись на разных заправках: от мировых вроде BP и Shell и до менее известных греческих и местных. Если не говорить о «сервисе» и возможности купить кофе или жевательную резинку, а остановиться именно на качестве бензина, то нарваться на что-то негативное так и не удалось ни на одной из заправок: хорошая машина известного немецкого производителя ещё ни разу не брыкалась.
Цены же могут здорово варьироваться: по традиции дороже всего будет внутри городов и в горах; разница может быть, к примеру, 1,68 евро против 1,79 евро за литр 95-го. Если передвигаетесь немного — ерунда, но когда одометр прибавляет по три-четыре сотни километров за день, десять центов за литр начинают образовывать интересные суммы. Подробнее о ценах и заправках мы писали в статье «Аренда машины на Крите».
Парковки
В самых больших… да нет же, в любых городах острова с парковкам ситуация очень напряжённая, особенно в сезон. Вся разница в том, что в маленьких городах и деревнях о парковках особенно не задумываются и машину оставляют там, где это удобно (владельцу), тогда как в больших городах есть и платные, и бесплатные, и «только для жителей района» — на выбор. Чем ближе к центру или к какой-либо исторической части города — тем сложнее найти место, чтобы бесплатно бросить машину и не получить при этом штрафной квитанцией в лобовое стекло. Не нашли бесплатную стоянку или место, где в соответствии с правилами дорожного движения можно оставить авто, — ставьте на платную. Стоимость парковки везде разная и колеблется от «1-3 евро в час» до «2-3 евро за «пока не надоест». Не хочется тратить денег — подумайте о том, где может оказаться паркинг: большие супермаркеты, морской порт, технологические территории… Зачастую они окажутся достаточно далеко от интересующего вас места, но вы ведь решили сэкономить?
Полиция: я попался!
А вы думали — анархия, беззаконие и безнаказанность? Полиции на острове очень мало, особенно если чуть отъехать от побережья. Иногда складывается ощущение, что такой службы здесь и вовсе нет. Однако если вам повезло, вы попались и вина явно есть — не пытайтесь «договориться», т.к. полиция в принципе не имеет права взимать штраф или брать деньги. В случае небольшого нарушения сотрудники объяснят вам причину, выпишут квитанцию — и на этом всё, езжайте на пляж или куда вы так гнали? А, глядя на греков-нарушителей, тоже бросили машину под знаком «парковка запрещена»…
Суммы могут быть значительными: любите опасно погонять — пара-тройка сотен евро, бросили машину в запрещённом месте и создали этим пробку — полсотни-сотня, двойная сплошная или опьянение… Даже не думайте.
Штраф же необходимо будет оплатить в банке, причем того же района, в котором этот штраф вы заработали. Если поторопитесь и оплатите в первую неделю — скидка в 50% от суммы штрафа ваша! Затянете с оплатой или вовсе от неё откажетесь — сумма штрафа может значительно увеличиться, не говоря о прочих проблемах в ближайшем будущем. Прокатчик не будет брать на себя расходы по оплате штрафов — они останутся на вас.
Что до опьянения. Правила в Греции не такие жёсткие и допускают некоторое (небольшое) количество алкоголя в крови. Бокал вина или кружка пива — нормально. Бутылка узо — нет.
Своими глазами
Нет, на этом видео за рулём не авторы или создатели этого проекта ;) Однако, оно весьма неплохо демонстрирует общую атмосферу дорог.
Вместо заключения
Ни в коем случае у вас не должно сложиться впечатления, что на дорогах Крита всё одновременно хаотично и очень сурово, а полиция будет не смыкать глаз — только бы вас подловить. Произойдёт уйма вещей, которых вы даже сами могли не заметить, и которые сойдут вам с рук, но если нарушаете серьёзно — у вас наверняка будут новые знакомые.
Наши же знакомые греки, впервые дававшие нам рекомендации по вождению в их стране ещё много лет назад, серьёзно отмечали одно: бояться пьяных английских туристов, как пеших, так и на арендованных машинах. Особенно в тёмное время суток. И за годы вождения в Греции мы поняли, что это была единственная существенная рекомендация. С тех пор мало что изменилось, разве только к английским туристам теперь можно добавить и гостей из некоторых других стран.
Уважайте себя и друг друга, не привозите сюда стиль — при всей любви к ним — наших больших городов, помните и старайтесь соблюдать правила дорожного движения — и всё будет в порядке. Так что выбирайте что посмотреть на Крите, на какой пляж съездить, планируйте маршруты и хороших путешествий по острову!
Для самых внимательных: как мы ездим на машине по Криту
После публикации этой статьи к нам начали поступать вопросы вроде «вы так свободно перемещаетесь по острову и не боитесь заблудиться?». Насчёт аренды машины — обратите внимание на Rental Center Crete. Самые же внимательные увидели на фотографиях ещё и «ноутбук с какой-то картой» в нашей машине. Отвечаем: когда-то давно мы начинали с бумажных путеводителей и самостоятельно найденной информации… Ок, ок, грешны, турпакет с экскурсиями у нас тоже был. Один раз. Много лет назад. После мы это дело бросили. Сейчас мы сами тщательно готовимся к каждой вылазке на острове, а с собой у нас всегда есть ноутбук с Google Планета Земля (Google Earth) и подключаемый по usb gps-навигатор, позволяющий следить за перемещением в реальном времени. Такая связка не подводила даже на ночных дорогах в плохую погоду :) Что до бумажных путеводителей и карт, то про них никто не забыл: иногда выручают современные технологии, иногда — печатные материалы ;) Так что наш совет — обязательно купить хорошую карту на месте либо позаботиться об этом заранее и взять хороший и свежий путеводитель, например, путеводитель от Морис Маурус (Moritz Maurus).
Хороших путешествий!